Эмоциональный интеллект: как его развить

1 ноября 2016

Э. Торндайк в 1920 году сформулировал трехкомпонентную модель интеллекта – способность понимать и оперировать идеями (абстрактный интеллект), конкретными предметами (механический интеллект) и людьми (социальный интеллект).

Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статься в начале 90-х годов и они завоевали огромную популярность. Это связано с попытками оценить возможности социальной адаптации человека через его умение взаимодействовать с людьми и предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности.

В настоящее время известны следующие методики измерения эмоционального интеллекта:

1. Тест Холла

Наиболее широко используется методика М. Холла, которую представил Е. П. Ильин. Она почти идентична методике EQ Методика состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал:

 – эмоциональная осведомленность,

– управление своими эмоциями,

– самомотивация,

– эмпатия,

– распознавание эмоций других людей.

Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от –3 – «полностью не согласен» до +3 – «полностью согласен».

2. Тест самоотчёта

Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж. Мейера и П. Сэловея. Шутте с коллегами (Schutte et al., 1998). Она состоит из 33 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы:

– оценка и выражение эмоций;

– регулирование эмоций;

– использование эмоций при решении проблем.

3. Эмоциональный IQ

ЭмIQ-2 – методика, созданная в России. Работа над тестом началась в 2004 г. Первоначальная версия теста («Эмоциональный интеллект-1») была создана Е. А. Орлом на базе западных исследований по данной тематике. Дальнейшая разработка теста «Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась В. В. Одинцовой под научным руководством А. Г. Шмелева. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал:

– общий балл (суммарный балл по всем шкалам);

– самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей);

– самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей);

– выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей);

– социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей, и адекватно на них реагировать на основе этого понимания);

самооценка чуткости (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих).

Таким образом, понятие эмоционального интеллекта в настоящее время является активно разрабатываемым как с теоретической, так и с прикладной точки зрения. Дальнейшие исследования и изыскания в этой области могут показать жизнеспособность и ценность данного понятия.

По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что эмоциональный интеллект можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

Методы развития эмоционального интеллекта:

– Групповой тренинг

– Индивидуальный тренинг

– Коучинг

– Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах

– Семейное воспитание

Успех в карьере и развитии человека как профессионала зависит не только от его опыта, знаний, навыков, образования, но и от такого качества как эмоциональный интеллект. Эмоциональное развитие в становлении личности играет более существенную роль, нежели интеллектуальное развитие.

Для сравнения, высокий уровень IQ не гарантирует успешного результата при достижении целей в бизнесе. В то время как высокий уровень EQ – это почти гарантия успешности не только на работе, но и в жизни.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать смысл возникающих своих и чужих эмоций, умение контролировать свои эмоции и управлять ими, способность направлять свои эмоции в помощь разуму, и использовать эти знания для понимания причин возникновения проблем и возможности решать эти проблемы.

Таким образом, наивысший эмоциональный интеллект означает, что личные эмоции не имеют никакого воздействия на их носителя, а чужие эмоции поддаются абсолютному наблюдению за ними. Такой человек все еще продолжает испытывать определенные эмоции в зависимости от обстоятельств, но он уже самостоятельно решает, насколько целесообразно их демонстрировать в данный момент. Больше того, личность с высшим уровнем эмоционального интеллекта человек не только полностью контролирует свои эмоции, но и манипулирует ими. Например, умение демонстрировать радость и восхищение в ситуации, когда внутри страх, беспокойство или отвращение – это характеристика высокого эмоционального интеллекта, а это значит, что успех становится логичным следствием любых поступков человека.

ЗАПИСАТЬСЯ