Сегодня поговорим о важном деле — создании новой команды и налаживании взаимодействия между её членами. Это процесс творческий и увлекательный, чем-то отдалённо напоминающий создание блюда высокой кухни, где сочетаются выверенные годами технологии и искусство.
Шаг 1. Создайте ключевую цель
Что вы планируете достигнуть? Это важно. Сориентироваться с ориентирами нужно до того, как вы начнёте собирать единомышленников и попутчиков. Логика вопросов следующая:
Куда вы должны придти? Как быстро?
Что нужно?
Кто нужен?
Именно ключевую цель вы будете транслировать команде на всём протяжении совместной работы. Без цели существование команды не имеет смысла. Убедитесь, что каждый член команды понял и принял цель, поддерживает её и готов направить на достижение свою активность.
Шаг 2. Подберите состав
Определитесь, кто вам нужен. Собрать всех друзей детства — конечно, весело, а тех, кто максимально на вас похож, ещё и очень удобно. Однако продуктивность такой команды будет низкой. Преимущество групповой работы кроется в том, что участники дополняют друг друга, ведь никто не идеален и не обладает 100% набором нужных компетенций и качеств. Следовательно, вам нужны профессионалы, дополняющие (а в идеале – ещё и усиливающие) друг друга. Однако помните, что профессионалы бывают разными. Сможете ли вы управлять экспертом и/или мастером своего дела? Это как в сказке: «Удержишь в руках инструмент – корабль летучий построишь». Мало набрать «смелых, ловких, умелых», надо, чтобы все они были управляемы и готовыми работать сообща. Мы не зря сравнили создание команды с искусством: «чуйка» подбирать «своего» человека в нужное время и конкретный проект – реальное искусство, и мастерство здесь приходит только с годами регулярной практики.
Шаг 3. Распределите роли и задачи
Когда команда собрана, распределить роли и границы ответственности. Пусть каждый сотрудник займёт своё место, исходя из компетентности, опыта и предпочтений – если есть инициатива в части взять на себя обязанности, и она адекватна - поддержите её. Помните: важно избегать перекоса сил. Если один человек тянет весь проект на себе, отвечает за каждый этап, а остальные сидят, сложа руки, ничего хорошего не выйдет. Поэтому честно обсудите сильные стороны каждого члена команды и назначайте задачи соответственно, а также вовремя проводите корректировку планов и распределения задач.
Шаг 4. Проводите регулярные встречи
На протяжении всей совместной работы над целями организуйте и проводите регулярные встречи, чтобы обмениваться информацией и обсуждать прогресс. Такие мероприятия поддерживают связь внутри коллектива и помогают вовремя выявить проблемы и узкие места. Главное правило — никаких длинных монологов от руководителя! Пусть сотрудники тоже высказываются и делятся своими идеями. Хорошая идея провести совместную встречу, обсудить ожидания и задать вопросы. Условие продуктивности встреч – доверие сотрудников друг к другу и к вам, их открытость к диалогу и восприятию нового.
Шаг 5. Обучайте и развивайте
Постоянно работайте над повышением компетентности сотрудников. И речь не только о hard-skills (профессиональных компетенциях) – это-то как раз самое простое и относительно быстрое в части освоения. По исследованиям учёных всё больший вес набирают soft-skills («мягкие» навыки, не связанные с конкретной профессией, но делающие успешным своего носителя). Кроме того, чаще всего конкретная команда/подразделение - это часть большой системы, следовательно, у сотрудников необходимо развивать и поддерживать высокий уровень корпоративных компетенций, связанных с ценностями компании.
Любые знания быстро устаревают, а навыки и умения – деградируют. Компетентность – это как спорт: чтобы быть в форме, надо постоянно тренироваться. Поддерживайте желание своей команды к обучению и развитию, поощряйте внедрение в работу новаций, повышающих эффективность, помогайте выбирать нужные курсы/вебинары/тренинги и создавать условия, чтоб сотрудники могли их пройти.
Шаг 6. Поощряйте инициативу
Поощряйте инициативу и творческие идеи свои людей. Часто самые смелые предложения оказываются самыми эффективными. Создайте условия, в которых сотрудникам будет комфортно предлагать новые решения и делиться опытом, а потом внедрять новое в работу. Даже если понимаете, что идея «немного не туда», не надо жестить: мягко, аккуратно, корректно и с полным уважением объясните, почему «нет», и что надо, чтобы стало «да». При таком сценарии сотрудники продолжат искать решения важных задач (для чего, собственно, вы их и нанимали) и не превратятся в ждунов, которые работают исключительно по указке.
Шаг 7. Наладьте и поддерживайте обратную связь
Регулярно давайте обратную связь каждому сотруднику. Похвалите за успехи, мягко укажите на недостатки. Честность и конструктивизм — залог успешной работы любой команды. Кстати: обратная связь – это не только направление «руководитель – сотрудник», но и «сотрудник – руководитель». Вы тоже не идеальны и не обладаете ясновидением, а значит, сотрудникам тоже может что-то не понравиться в ваших действиях и/или словах (а может, наоборот, они захотят вас поддержать) – предоставьте им такую возможность и поддержите конструктив.
В целом, как видите, в создании команды и работе с коллегами нет ничего сверхъестественного: всё достаточно понятно и «по-житейски». Но при ясности и «простоте» создание команда и её «отладка» – это труд, который нельзя начать, когда захочется, и точно так же бросить в любой момент. Команда – это навсегда ;) А если в чём-то сомневаетесь – обращайтесь к нам в «Новое управление». Мы научим вас работать с командой и сообща достигать любые, даже самые невероятные цели.