Так исторически сложилось, что обязательный атрибут «успешного успеха» – карьерный рост. Если в обещаниях вакансии нет формулировки «Карьерный рост», значит, это плохая вакансия, ага. И в причинах увольнения всё чаще на вопрос «Почему ушли с прошлой работы?» - слышим: «Так это… карьерного роста не было».
Расставляем точки над I
Карьерный рост (от итал.carriera — «бег, жизненный путь, поприще») — это развитие человека в профессиональной деятельности, в ходе которого он осваивает новые технологии, приёмы и методы, должностные обязанности, управленческие и социальные роли и т.д. Из этого следует, что позиций в компании, где карьерного роста нет, составляют мизерный процент от всего количества позиций. Но это в теории. В реальности же очень большая (если не бОльшая) часть народонаселения считает, что карьерный рост = путь «наверх», в руководители, что само по себе неверно.
А так ли каждому человеку необходим постоянный подъём вверх по служебной лестнице? Или не вверх, а в горизонталь, чтобы глубже освоить профессию и вырасти в эксперты...
Карьерный рост полезен, когда есть потребности в:
- самореализации: продвижение по службе часто связано с новыми обязанностями, расширением зоны ответственности и возможностью реализации амбициозных целей.
- увеличении финансового благосостояния: повышение должности нередко сопровождается увеличением зарплаты и бонусов, что положительно сказывается на материальном положении сотрудника.
- развитие компетенций: новая должность требует освоения новых навыков и инструментов, что способствует профессиональному росту.
Однако существует ряд ситуаций, когда стремление двигать карьеру не является приоритетом.
- Комфортная зона комфорта: некоторые сотрудники предпочитают стабильность и предсказуемость своей повседневной работы, не испытывают желания брать дополнительные обязанности.
- Баланс между работой и личной жизнью: высокая (или более сложная) позиция влечёт бОльшие нагрузки и стресс, что может негативно сказаться на здоровье и отношениях вне офиса.
- Индивидуальные предпочтения: для многих важнее качество выполняемой работы, возможность заниматься любимым делом, а не должностной статус или сложные профессиональные задачи «со звёздочкой». Или коллектив: сколько мы знаем историй, когда работники предпочитают остаться там, где они есть, потому что «мы как одна семья»!
Как поступать руководителю?
Во-первых, руководитель должен знать и понимать потребности каждого своего сотрудника, и, опираясь на эти знания, создавать условия, в которых раскроется потенциал сотрудников. И важно помнить: нет лучшего способа убить мотивацию на корню, чем принуждение к развитию.
Во-вторых, руководителю нужно знать то, с чего мы начали нашу статью: карьерный рост – это не всегда про «метит в начальники». Успешность бизнеса зависит не столько от наличия большого количества управленцев, сколько от умения правильно распределять роли и мотивировать сотрудников, помогать им делать то, что они могут и хотят лучше всего.
Карьерный рост — это полезная возможность, но далеко не универсальная необходимость: не все хотят расти прямо здесь и сейчас. Выбор пути развития каждый сотрудник делает самостоятельно, исходя из собственных ценностей, жизненных обстоятельств и профессиональных амбиций.