Новое Управление

ДИАГНОСТИКА, ГИБКОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ТРИ НАВЫКА СИТУАЦИОННОГО ЛИДЕРА

Ситуационное лидерство Лидерство Статья Управление Адаптивность Децентрализация
Ситуационный лидер - руководитель, который не зацикливается на одной модели поведения, а использует разные стили руководства в зависимости от опыта, мотивации сотрудника и контекста. Почему именно эти три навыка – диагностика, гибкость и результативное партнёрство - являются для ситуативного лидера базовыми и делают его максимально эффективным? Ответ – в самом содержании феномена ситуационного лидерства.

Ситуационная модель лидерства разработана П.Херси и К.Бланшаром. Эта модель основана на убеждении, что не существует единственного, самого лучшего стиля управления. Лучший стиль руководства определяется задачей, которую необходимо выполнить, а также составом команды, перед которой эта задача стоит. Согласно модели, лучшие управленцы находят время, чтобы взвесить множество переменных, влияющих на ситуацию, а затем выбирают стиль руководства, который наилучшим образом ей соответствует и/или корректирует его. Конечно, многие руководители, исходя из здравой логики, чисто интуитивно не дадут новичку сложную задачу без вводных в виде инструкции, а опытного профи не станут мучить подробными указаниями из серии «что - куда - для чего», но частенько одной интуиции оказывается недостаточно. Кроме того, подчинённые – они, ой, какие разные и непохожие друг на друга. Кому-то достаточно просто поставить задачу, а на кого-то иной раз приходится рявкнуть, чтобы сделал, как надо… Вести себя со всеми одинаково – в одном стиле? Или делать «поправку на ветер» и корректировать поведение, прилаживая его к каждой конкретной ситуации? Однозначно – корректировать!

Основой, помогающей лидеру сделать корректировку стиля управления более обдуманной и логичной, как раз и станет ситуационная модель лидерства.

Согласно этой модели, руководитель взаимодействует с коллективом и изменяет свой подход к сотрудникам, проходя ряд этапов.

ЭТАП 1. Определить задачу, которую предстоит решить сотруднику или всему коллективу.

ЭТАП 2. Проанализировать отношения, которые сложились между руководителем и подчиненными

ЭТАП 3. Выявить мотивацию команды /сотрудника, компетентность, готовность. Насколько они готовы (профессионально и мотивационно) к выполнению задачи? Какую степень свободы и ответственности смогут нести? Авторы модели выделили 4 типа сотрудников, исходя из их готовности к решению задачи и специфики мотивации:

  • Новичок-энтузиаст (не может, но хочет) – низкий уровень профессионализма, высокая мотивация
  • Разочаровавшийся ученик (не может и не хочет) – уровень профессионализма чуть выше, чем низкий и низкая мотивация
  • Способный, но осторожный исполнитель (может, но не хочет) – высокий уровень профессионализма, но нестабильный уровень мотивации
  • Самостоятельный профессионал (хочет и может) – высокий уровень профессионализма и высокая мотивация

Первые три этапа – по сути, старт настройки поведения - есть ни что иное как ДИАГНОСТИКА, которая отвечает на вопрос «Что мы имеем?». Если у руководителя нет проблем с анализом задачи и оценкой готовности исполнителей, он делает это быстро и, что важно, безошибочно – поздравляем! Его навык диагностики развит на отличном уровне. А это значит, что исходные условия для выстраивания взаимодействия он определяет как нельзя лучше.

За диагностикой следуют этапы изменения / отладки /корректировки поведения.

ЭТАП 4. Выбрать стиль руководства. Разным сотрудникам необходим разный подход, т.е. разный стиль руководства. Ситуационная модель предусматривает 4 стиля руководства в зависимости от готовности сотрудников к задаче и их мотивированности:
  • Указывающий руководитель принимает все решения без консультации с подчиненными. Он проинформирует команду о принятом им решении и будет рассчитывать, что команда выполнит его указания. Мнение сотрудника/команды не учитывается, лидер решает самостоятельно кто, что, как, почему и где. Указывающий стиль наиболее подходит новичкам-энтузиастам.
  • Наставнический - руководитель по-прежнему определяет функции и задачи. Однако в отличие от указывающего, он более восприимчив к участию и мнению своих подчиненных. Такие лидеры «продают» свои идеи и планы подчиненным.
  • Поддерживающий - лидер участвует в создании идей и принятии решений, но большинство решений принимается командой / сотрудником. Такой стиль отлично подходит осторожным исполнителям, которые в целом готовы, но отчего-то сомневаются в своих возможностиях.
  • Делегирующий - руководитель работает над стратегией и видением, но решение как этого достичь, остается за подчиненными. Этот стиль руководства основан на невмешательстве и схож с либеральным стилем управления, где группа/сотрудник принимает практически все решения самостоятельно. Наиболее эффективное (и низкорисковое) делегирование возможно при работе с самостоятельным профессионалом.
ЭТАП 5. Реализовать выбранную линию поведения. Это может оказаться не самой простой задачей: сотрудники как будто постоянно испытывают руководителя на прочность, особенно если у них что-то не получается. Здоровенный детина может начать кукситься, как кисейная барышня, а маленькая хрупкая девушка громко и яростно ругается, сопротивляясь новой задаче… И да, все сотрудники по-прежнему остаются на разном уровне готовности к задаче, поэтому руководителю приходится переключаться между ними и вносить коррективы в поведение по ходу взаимодействия. Особенно трудно приходится тем руководителям, которые тяготеют к какому-либо одному стилю, с трудом овладевая оставшимися тремя. Здесь переключение и удержание линии поведения требуют заметных усилий и порядком выматывают.

Способность и одновременно навык, которая (-ый) помогает справиться 4-м и 5-м этапами – это ГИБКОСТЬ. Благодаря гибкости руководитель может переключаться с одного стиля на другой, корректировать свои действия, если условия ситуации меняются, не вредя себе и не выходя из себя. Чем лучше гибкость – тем более вариативным становится поведение, тем скорее и с меньшими энергозатратами происходит переключение между стилями, тем больше вероятность соответствия поведения ситуации. Иными словами, гибкость обеспечивает лидеру адаптивность – возможность приспособиться к ситуации и изменить своё поведение, чтобы максимально соответствовать условиям ситуации. Кроме того, гибкость помогает своему носителю быть открытым к новому – смело экспериментировать, пробовать новые подходы и методы и т.д.

Руководство – это постоянно длящийся процесс, его, как ремонт, можно только начать. Задачи поступают одна за одной, часто одновременно, бывает, что сотрудник-исполнитель оказывается полностью готов к одной задаче, но впервые видит другую и т.д. Выбрать стиль поведения/руководства раз и навсегда – невозможно. Руководитель в этом случае напоминает человека-оркестра, который одновременно играет на нескольких музыкальных инструментах. Чтобы попросту не сгореть от такой нагрузки, необходимо уметь особым образом выстраивать отношения со своей командой. Методологи считают, что наиболее эффективными в этом случае становятся партнёрские отношения. Они обязательно включают в себя:

  • Доверие и открытость. Руководитель, реализуя роль лидера команды, должен создавать атмосферу доверия и открытости, чтобы члены команды чувствовали себя комфортно, высказывая свои идеи и предложения. Это повышает их мотивацию и подталкивает к развитию, повышая профессионализм.
  • Поддержка и развитие. Лидер должен поддерживать профессиональное развитие членов команды, помогать им расти и развиваться, причём делать это не от случая к случаю, а постоянно и системно.
  • Обратная связь. Сотруднику любого уровня готовности и с любой мотивацией обязательно нужна грамотная и своевременная обратная связь. Она создаёт систему координат по ходу выполнения задачи, позволяет перенести удачный опыт и исключить ошибки в будущем, формирует и поддерживает мотивацию исполнителя и т.д.
Навык, который позволяет лидеру дать всё перечисленное своим сотрудникам, называется РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ ПАРТНЁРСТВОМ. Если результативное партнёрство реализовано, то команда будет помогать своему руководителю (ведь его воспринимают в качестве партнёра!), не пытаться спрятаться или солгать, а напротив – люди станут говорить открыто о том, что и в какой момент кому нужно, что сами сотрудники готовы сделать, дабы выполнить задание и т.д.

Триаду навыков, которые мы перечислили, необходимо развивать комплексно, без отрыва друг от друга. Только обладая полным набором ситуационный лидер будет эффективен. Это подтверждается практикой. Бывает так, что руководитель отличный диагност: он понимает, какой сотрудник перед ним, как с возможностями сотрудника согласуются требования задачи, но… За неимением должной гибкости этот герой не может сориентироваться по ситуации и применить нужный здесь и сейчас стиль управления или вовремя изменить курс, если условия резко меняются. Или, другой вариант, гибкость есть, а вот с диагностикой – беда: стили прыгают, как радиоволны в старом радиоприёмнике, а результата – нет, потому что руководитель не может понять, кто перед ним и что необходимо сделать. Третий вариант – чуть более продвинутый: вполне хорошо развита диагностика, нормальная гибкость, а вот партнёрство не выстраивается. Потому что, например, в голове управленца сидит установка «Я – главный, они – подчинённые; они - обязаны…». Как следствие – нет доверия, сотрудники не обращаются за поддержкой, не стремятся помочь своему шефу, потому что желание помогать – это не обязанность… В этом случае, как мы видим, и диагностика, и гибкость оказываются бессильными. Лидерство остаётся неэффективным.

Как всегда, в финале – хорошая новость. И диагностику, и гибкость, и результативное партнёрство можно развивать! Лидеров специально учат правильно и по необходимым параметрам оценивать ситуацию, гибко реагировать на неё, договариваться на равных со своими командами и т.д. В арсенале «Нового управления» есть такая программа. В ходе тренинга руководители узнают, как можно реагировать и работать по ситуации (в хорошем значении этого выражения 😊), анализируют свои личностные особенности, тренируют нужные навыки. Наши эксперты помогут вашим руководителям и уже скоро вы увидите, как возросла эффективность работы их команд.

реклама: ООО ЦПиР "ПЕРСПЕКТИВЫ"

ERID: 2Vtzqv9zk1x