Сегодня поговорим о важном деле — создании новой команды и налаживании взаимодействия между её членами. Это процесс творческий и увлекательный, чем-то отдалённо напоминающий создание блюда высокой кухни, где сочетаются выверенные годами технологии и искусство.
Шаг 1. Создайте ключевую цель
Что вы планируете достигнуть? Это важно. Сориентироваться с ориентирами нужно до того, как вы начнёте собирать единомышленников и попутчиков. Логика вопросов следующая:
- Куда вы должны придти? Как быстро?
- Что нужно?
- Кто нужен?
Именно ключевую цель вы будете транслировать команде на всём протяжении совместной работы. Без цели существование команды не имеет смысла. Убедитесь, что каждый член команды понял и принял цель, поддерживает её и готов направить на достижение свою активность.
Шаг 2. Подберите состав
Определитесь, кто вам нужен. Собрать всех друзей детства — конечно, весело, а тех, кто максимально на вас похож, ещё и очень удобно. Однако продуктивность такой команды будет низкой. Преимущество групповой работы кроется в том, что участники дополняют друг друга, ведь никто не идеален и не обладает 100% набором нужных компетенций и качеств. Следовательно, вам нужны профессионалы, дополняющие (а в идеале – ещё и усиливающие) друг друга. Однако помните, что профессионалы бывают разными. Сможете ли вы управлять экспертом и/или мастером своего дела? Это как в сказке: «Удержишь в руках инструмент – корабль летучий построишь». Мало набрать «смелых, ловких, умелых», надо, чтобы все они были управляемы и готовыми работать сообща. Мы не зря сравнили создание команды с искусством: «чуйка» подбирать «своего» человека в нужное время и конкретный проект – реальное искусство, и мастерство здесь приходит только с годами регулярной практики.
Шаг 3. Распределите роли и задачи
Когда команда собрана, распределить роли и границы ответственности. Пусть каждый сотрудник займёт своё место, исходя из компетентности, опыта и предпочтений – если есть инициатива в части взять на себя обязанности, и она адекватна - поддержите её. Помните: важно избегать перекоса сил. Если один человек тянет весь проект на себе, отвечает за каждый этап, а остальные сидят, сложа руки, ничего хорошего не выйдет. Поэтому честно обсудите сильные стороны каждого члена команды и назначайте задачи соответственно, а также вовремя проводите корректировку планов и распределения задач.

Шаг 4. Проводите регулярные встречи
На протяжении всей совместной работы над целями организуйте и проводите регулярные встречи, чтобы обмениваться информацией и обсуждать прогресс. Такие мероприятия поддерживают связь внутри коллектива и помогают вовремя выявить проблемы и узкие места. Главное правило — никаких длинных монологов от руководителя! Пусть сотрудники тоже высказываются и делятся своими идеями. Хорошая идея провести совместную встречу, обсудить ожидания и задать вопросы. Условие продуктивности встреч – доверие сотрудников друг к другу и к вам, их открытость к диалогу и восприятию нового.
Шаг 5. Обучайте и развивайте
Постоянно работайте над повышением компетентности сотрудников. И речь не только о hard-skills (профессиональных компетенциях) – это-то как раз самое простое и относительно быстрое в части освоения. По исследованиям учёных всё больший вес набирают soft-skills («мягкие» навыки, не связанные с конкретной профессией, но делающие успешным своего носителя). Кроме того, чаще всего конкретная команда/подразделение - это часть большой системы, следовательно, у сотрудников необходимо развивать и поддерживать высокий уровень корпоративных компетенций, связанных с ценностями компании.
Любые знания быстро устаревают, а навыки и умения – деградируют. Компетентность – это как спорт: чтобы быть в форме, надо постоянно тренироваться. Поддерживайте желание своей команды к обучению и развитию, поощряйте внедрение в работу новаций, повышающих эффективность, помогайте выбирать нужные курсы/вебинары/тренинги и создавать условия, чтоб сотрудники могли их пройти.
Шаг 6. Поощряйте инициативу
Поощряйте инициативу и творческие идеи свои людей. Часто самые смелые предложения оказываются самыми эффективными. Создайте условия, в которых сотрудникам будет комфортно предлагать новые решения и делиться опытом, а потом внедрять новое в работу. Даже если понимаете, что идея «немного не туда», не надо жестить: мягко, аккуратно, корректно и с полным уважением объясните, почему «нет», и что надо, чтобы стало «да». При таком сценарии сотрудники продолжат искать решения важных задач (для чего, собственно, вы их и нанимали) и не превратятся в ждунов, которые работают исключительно по указке.

Шаг 7. Наладьте и поддерживайте обратную связь
Регулярно давайте обратную связь каждому сотруднику. Похвалите за успехи, мягко укажите на недостатки. Честность и конструктивизм — залог успешной работы любой команды. Кстати: обратная связь – это не только направление «руководитель – сотрудник», но и «сотрудник – руководитель». Вы тоже не идеальны и не обладаете ясновидением, а значит, сотрудникам тоже может что-то не понравиться в ваших действиях и/или словах (а может, наоборот, они захотят вас поддержать) – предоставьте им такую возможность и поддержите конструктив.
В целом, как видите, в создании команды и работе с коллегами нет ничего сверхъестественного: всё достаточно понятно и «по-житейски». Но при ясности и «простоте» создание команда и её «отладка» – это труд, который нельзя начать, когда захочется, и точно так же бросить в любой момент. Команда – это навсегда ;) А если в чём-то сомневаетесь – обращайтесь к нам в «Новое управление». Мы научим вас работать с командой и сообща достигать любые, даже самые невероятные цели.
реклама: ООО ЦПиР "ПЕРСПЕКТИВЫ"
ERID: 2Vtzqx6Cx3v